Вселенная Манаса

9 , Март, 16:29 56

Эпос, как отражение духовной культуры кыргызского народа

image


В первые годы советской власти, еще до Всесоюзной конференции по эпосу 1952 года, записи трилогии проводились в кыргызском филиале Академии наук. Начало изучению эпоса в 20е годы положил профессор Фалёв. Он исследовал композицию эпизодов в записи Радлова и опубликовал свои наблюдения в журнале «Наука и просвещение», в статье «Как строится кара-кыргызская былина».


Большой научный интерес проявлял к кыргызскому эпосу и казахский писатель Мухтар Ауэзов. В 30-40 годы несколько статей опубликовал аспирант Института языка и литературы Калим Рахматулин.


Немалый вклад в изучение внесли Поливанов, Бернштам, Юнусалиев…Их исследования были результатом личной инициативы, вызванной научным интересом. Это были разрозненные усилия энтузиастов, понимающих ценность народного произведения.


Планомерная, целенаправленная работа по собиранию, изучению и публикации эпоса развернулась после конференции -52 года и, особенно после Постановления Президиума АН СССР, по - существу, одобрявшее решения Конференции, но и усиливало идеологическую остроту, целенаправленность работы над эпосом. Постановление признавало трилогию «крупнейшим произведением устного поэтического творчества кыргызского народа, имеющим большое значение в истории Кыргызской литературы. Этот эпос в своей основе является народным и отражает духовную культуру народа, его многовековую борьбу с иноземными врагами. В нем запечатлены история кыргызского народа, его быт, нравы, мифы и легенды».


Вместе с тем, Президиум Академии Наук отмечал, что конференция допустила серьезные ошибки в оценке эпоса: имели место апология, идеализация, некритическое определение сущности эпоса… «Отсутствие классового подхода к литературному наследству способствовало идеализации эпоса». Напомню, на дворе был 1952 год.


Исходя из этого пресловутого классового подхода к фольклору и литературе, книга «Великий поход», изданная в Москве, была оценена как «одна из наиболее реакционных фальсифицированных националистами частей «Манаса». При этом справедливо указывалось, проделана значительная работа по собиранию версий эпоса, но не организовано должное его научное изучение. В частности, указывалось, что нет развернутых монографических исследований, удовлетворяющих современным научным требованиям. Конференция -52 года положила начало и наметила направление научной работы по изучению эпоса: уточнена сюжетная канва, изучается историческая эпоха создания эпоса. Продолжаются записи бытующих версий. И предлагалось подготовить сводный текст эпоса, очищенный от чуждых наслоений.









Эгерде ката тапсаңыз, текстти белгилеп Ctrl+Enter басыңыз